Шалоболинская писаница

В Красноярском крае на правом берегу реки Туба находится знаменитая  Шалоболинская писаница. Шалоболино — это название близлежащего села.

Шалоболинская писаница

Писаницами первые поселенцы в Сибири называли рисунки на камнях и скалах.  На протяжении двух километров скального массива археологами выделено восемь мест скопления рисунков, расположенных на различной высоте.

Скальный массив Шалоболинской писаницы  условно разделяют на три яруса.

Нижний — 4-5 метров от воды. Средний, расположенный на высоте 10-15 метров. Здесь сосредоточена основная масса рисунков. И верхний, где изображения единичны.

Всего на сегодняшний день их зафиксировано 550 на 100 плоскостях. Самые древние наскальные рисунки, ученые называют петроглифы, расположены в центральной части скал и имеют большие размеры. С 2001 года на Шалоболинской писанице студенческие отряды Красноярского государственного педагогического университета проводят археологические работы. Благодаря их титаническому труду, скалы, освобожденные от земли, открыли нашему взору многие рисунки нижнего яруса.

Бессменный руководитель и вдохновитель археологических экспедиций Александр Леогидович Заика — специалист по наскальному искусству кандидат исторических наук, директор музея археологии и этнографии КГПУ. Исследуя древние изображения он, как и другие ученые-археологи ищет ответ на три главных вопроса: когда, кто и зачем?

Прежде чем определить абсолютный возраст рисунков, определяют их относительный возраст, то есть какой рисунок выполнен раньше другого. Самые ранние рисунки темнее, покрыты интенсивным скальным загаром, они соотносятся с эпохой каменного века, неолита, это 6-8 тысяч лет, более молодые соответственно светлее.

Главной особенностью Шалоболинской писаницы является абсолютное преобладание рисунков на которых представлены исключительно животные: быки, косули, маралы, медведи и конечно лось. Он чаще других встречается на рисунках эпохи неолита.

Желанная добыча. Самый крупный представитель животного мира среди копытных. После удачной охоты радостно зарисовывали впечатления на скалу и совершали какой-нибудь обряд. Археологи считают, что эти изображения промазывались кровью животного.

Дело в том, что кровь — это ток жизни. И если рисунок нанесен кровью или красной краской, охрой например, то это животное по верованиям снова оживет.

Древние люди верили в добрых и злых духов и через рисунки обращались к ним за помощью. Возле этих скал они поклонялись хозяевам гор, лесов и рек. Можно предположить, что это был огромный храм под открытым небом, где совершались ритуальные обряды.

Первоначальные попытки понять древнего художника сводились к тому, что жизнь — это лишь поиск и добыча пищи. И за наскальными рисунками не стоит искать другой смысл. Рисовал, что видел.

Но обнаруженные символы и солярные знаки, сакральное изображение фантастического зверя уже не были копиями с натуры.  Это были образы — то, что родилось в сознании древнего человека. Понять происхождение абстрактного мышления — значит понять эволюцию человека.

Когда наступал вечер, и солнце клонилось к закату, в сердце древнего человека поселялся страх. Может быть они думали, что когда солнце скрывается за горой, на него набрасывается какое-нибудь чудовище и проглатывает? Сюжеты о противоборстве двух начал: света и тьмы, древние художники воплощали в борьбе лося и медведя.

Может быть они боялись, что солнце наутро не взойдет, например думали так: «А вдруг эта гармония космического цикла нарушится?»

Ученые считают, что древний художник изображал не только то, что видел в природе, но и пытался своими рисунками помочь светлым силам противостоять темным. Древние люди прекрасно осознавали, что Солнце — основа всей жизни на Земле и пытались понять ритмы, заложенные в Природе.  Почему день сменяет ночь, почему летний день длиннее чем зимний.

Олицетворением дневного светила стал для них лось и марал. Летом звери сытые, а потому по небосводу движутся не спеша. Зимой их подгоняет мороз и голод и тот же путь они преодолевают быстрее.

Единство космического и земного и нашло выражение в рисунках животных. Вот идет вверх по дереву медведь. Может это рисунок с натуры, а может образ мирового дерева, олицетворявшего вечно возрождающуюся Вселенную, непрерывность и повторяемость жизненного процесса, неотвратимость жизни и смерти. (Зато очень глубокомысленно!)

Шалоболинская писаница — это святилище, где для древнего человека как бы совместились три части Вселенной: Земля, Небо, Вода (похоже на Явь, Правь и Навь). В мифологии многих культур лодка — это средство перебраться в другой мир. И река, став жизненно важным источником существования древнего человека, нашла свое выражение и в образах наскальных рисунков.

Считается, что в древности существовала горизонтальная модель мира. По реке души умерших отправлялись на лодке в Страну мертвых. Встречается такая вот фигура, которая сопровождает мертвых в потусторонний мир. своего рода Харон.

Отсутствие рук и ног у пассажиров в лодке подчеркивает, что это неживые люди, а души умерших. Вероятно в те времена людей не хоронили в земле, а пускали в лодке вниз по течению реки. Подтверждением этого может служить то, что ученые-археологи так и не смогли найти погребения неолита.

В эпоху неолита появляются фантастические изображения, так называемые личины. Им 4 тысячи лет. выполнены охрой. Возможно древние люди так представляли себе хозяев реки.

Загадочность подводного мира страх перед неведомым породили фантастические  образы.

Первым рисункам 8 тысяч лет. Последние рисунки относятся уже к средневековью и даже к 18-19 веку. Наверное есть и современная наскальная живопись.

Минусинская котловина буквально переполнена древней историей. Здесь есть свидетельства пребывания человека самых различных эпох. Например вокруг деревни Ильинка, что в трех километрах от Шалоболинской писаницы, ученые-археологи обнаружили 26 разновременных поселений от палеолита до этнической современности.

Проходили тысячелетия, сменялись народы, с историей каждого из них связана своя культура: Афанасьевская, Окуневская, Андроновская, Карасукская, Тугарская, Таштыкская, что нашло отражение в наскальных рисунках Шалоболинской писаницы.

В эпоху металла возник так называемый скелетный стиль. Контуры животных стали часто дополняться поперечными линиями — ребрами. Возможно это связано с традицией промазывать контуры животных кровью с целью их оживления для восполнения поголовья.

Мастерство древнего художника поражает. Например на этом изображении лосихи, оглядывающейся назад. Это Окуневская культула.

Тагарская культура. Это искусство скифского времени и характерного для него скифо-сибирского звериного стиля. Преобладающее большинство изображений выполнено в позе внезапной остановки.

В петроглифах еще долгое время сохранялся звериный стиль. Но постепенно он был вытеснен образом всадника-кочевника. Возник культ коня — постоянного спутника воинов. Воинская идеология на долгие годы определила свою тематику наскального искусства.

Рисунки стали изображать батальные сцены. Люди железного века образовали новую Таштыкскую культуру. Это были гунны. Они изображались с дальнобойным оружием.

Гуннский лук или скифский лук по свидетельству римлян — самое современное и эффективное оружие античности.

Потом пришло время средневековья. Наскальные изображения постепенно стали утрачивать свою культовую значимость и стали чаще встречаться просто бытовые сюжеты.

Появились другие формы передачи информации, руническая письменность.

В период этнографической современности 17-19 века получают популярность изображения шаманов — избранников духов и связанных с ними сюжетов.

Через священные скалы с петроглифами человек ощущал свою связь с космосом в виде энергии которую лучше всего воспринимали шаманы. Шаманизм базировался на том, что люди признавали существование духов, населяющих окружающий мир.  Шаман был посредником между ними и людьми, только он знал их язык и мог с ними общаться.  Бубен, являясь одним из древнейших музыкальных инструментов, был культовым  предметом для камлания. Чаще всего шамана звали для лечения больного, для изгнания злых духов.

Вокруг этих скал особая энергетика. На некоторых участках очень высокая концентрация рисунков. И буквально рядом такие же ровные плоскости — абсолютно чистые. Почему? Может быть это связано с какими-то энергетическими свойствами местности? Некоторые чувствительные люди говорят, что на участках с высокой концентрацией рисунков ощущают какую-то особую гармонию. И возможно в этих местах нашим предкам было особенно комфортно общаться с потусторонними мирами.

А есть плоскости где ощущается такой негативный фон. на них представлены сюжеты, связанные с темой агрессии.  Персонажи — медведи, хищники, сцены нападения, терзания.

Открытость петроглифов  делает их беззащитными перед негативным воздействием природной среды. Но то, что не сумела разрушить природа в течении тысячелетий, значительно быстрее разрушается людьми. К сожалению уже утрачены многие петроглифы и целые писаницы под водами Красноярского моря.  Свою лепту вносит варварство и вандализм современников.

Сейчас практически все исследователи пользуются контактным методом копирования наскальных рисунков художника Владимира Капельки. Он сумел увековечить в копиях тысячи наскальных рисунков, которые находятся на грани исчезновения.

Шалоболинская писаница — одно из чудес Красноярского края. Она повествует нам о жизни предков на протяжении 8 тысячелетий. Петроглифы являются очень важным историческим источником информации. Шалоболинская писаница — это по своей значимости явление мирового масштаба. Они принадлежат всей России. Очень важно их сохранить в первозданном виде для будущих поколений.

Источник

Поделиться ссылкой:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Метки:
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x