Древние статуи острова Сапатеро, Никарагуа.

Остров Сапатеро и окружающий его архипелаг из 13 островков составляют Национальный парк архипелага Сапатеро площадью 45 квадратных километров. Здесь была обнаружена беспрецедентная коллекция древних петроглифов и статуй.

Сапатеро

Остров населяли чоротеги, коренное племя, одно из доколумбовых культур Мезоамерики. Самые ранние петроглифы и керамика относятся к разным периодам, некоторые из которых датируются 500 годом нашей эры, а большинство датируются 800-1350 годами нашей эры.

Сапатеро

Первое описание археологических находок Сапатеры было сделано американским дипломатом Эфраимом Джорджем Сквайром.

В период с 1849 по начало 1850-х годов он исследовал эту местность и в 1852 году опубликовал монографию под названием «Никарагуа: ее люди и ее пейзажи».

В эту монографию были включены его рисунки множества статуй разных размеров и форм, а также многих петроглифов. В настоящее время эта работа считается классической по археологической истории острова Сапатеро.

«Первым монументом, который привлек наше внимание, — вспоминает Сквайр, — была искусно вырезанная из камня фигура скорчившегося человека, сидевшего на вершине высокого, пышно украшенного пьедестала. Его руки были перекрещены ниже колен, голова наклонена вперед, а глаза широко открыты, словно идол пристально разглядывал какой-то лежащий перед ним на земле предмет… Он был с большим мастерством высечен из глыбы базальта и почти не пострадал от времени.» (…)

«Э. Сквайру удалось вывезти несколько этих каменных изваяний на корабле в Нью-Йорк. Их необычный вид, отсутствие заметного сходства со скульптурами майя, ацтеков, тотонаков, сапотеков и других высокоразвитых народов древней Мезоамерики, простота и выразительность, а, главное, непроницаемая тайна, которая их окружала, — вызвали в научных кругах США подлинную сенсацию. Но логичного объяснения их происхождения, увы, пока не находилось.»(С)

В 1883 году Хуберт Хау Банкрофт издал научную работу, в которой указал на каменные идолы, о которых упоминал Сквайр, и использовал в своей работе рисунки Сквайра.

Цитата

На острове Сапатеро было около семнадцати идолов, и более сорока лежащих, полностью или частично погребенных в песке и окутанных густым кустарником. Маловероятно, чтобы какой-либо из них был найден в исходном положении, но их размер и вес таковы, что вряд ли они были перемещены далеко от их изначального местонахождения. Действительно, мистер Сквайр с многочисленными туземцами, превратившимися в ревностных антикваров, благодаря обильной раздаче бренди, с трудом поместил 41 статую в вертикальное положение. Древнее кратерное озеро, удобно расположенное поблизости, хорошо объясняет почти полное отсутствие меньших идолов и, несомненно, было бы вместилищем их более крупных собратьев-божеств, если бы сила священников-иконоборцев была пропорциональна их благочестивому духу (…) Кажется, что в расположении статуй друг относительно друга нет регулярности или системы(…) Идолы Сапатеро, которые находятся в пределах провинций Niquiran или Aztec , крупнее и сложнее по обработке, чем те, что можно найти в других местах(…) (С)

Рисунки из работы Банкрофта с комментариями автора:

Рис. 1 — идол девяти футов в высоту и около трех футов в диаметре, вырезанный из цельного блока черного базальта. Голова человеческой фигуры, сидящей на огромном цилиндрическом пьедестале, образует крест, символ, не редкость здесь или где-либо еще в Америке. Все декоративные орнаменты и ниши неизвестного назначения на фасаде изящно и аккуратно вырезаны.

На рис. 2 изображен огромный тигр восьми футов высотой, сидящий на пьедестале. Головы и другие части различных животных часто используются в украшении частично человеческих форм как в камне, так и в керамике, но статуи животных, в виде идолов, встречаются редко.

Сапатеро
Рисунки из работы Х. Банкрофта.

На рис. 3 идол «мягкого и доброжелательного вида» показан в наклоненном положении, в котором был найден.

Рис. 4, идол, стоящий на заднем плане, был поднят из упавшего положения, чтобы его можно было зарисовать.

Сапатеро
Рисунки из работы Х. Банкрофта.

На рис. 5 изображена статуя с пьедесталом высотой более двенадцати футов. Хорошо вырезанная голова идола (чудовища) шириной два фута восемь дюймов возвышается над головой сидящего человека — обычная форма, создаваемая для никарагуанских богов.

Сапатеро
Скрин рисунка из работы Х. Банкрофта.

Рис.6 — это плита размером три на пять футов, на которой изображена фигура человека, вырезанная в горельефе, — единственная скульптура такого рода, обнаруженная в Никарагуа. Кажется, что язык свешивается к груди, а глаза представляют собой всего лишь два круглых отверстия.

Сапатеро
Рисунок из работы Х. Банкрофта.

На рис.7 изображена скрюченная человеческая фигура, на спине которой тигр или другой дикий зверь хватает её за голову своей пастью — излюбленный метод среди этих южных народов науа изображать в камне и глине характеристики того, что предположительно обозначают существ, которым нужно поклоняться. Выражение черт человеческого лица описывается г-ном Сквайером, как отличное от всех других, встречающихся в этой группе. Этот идол и следующие за ним, вместе со многими другими любопытными памятниками старины, найденными тем же исследователем, сейчас находятся в музее Смитсоновского института в Вашингтоне.

Сапатеро
Рисунок из работы Х. Банкрофта.

Рис. 8: идол вырезан на плите пять футов длиной и восемнадцать дюймов шириной, изображая человека, который держит на животе что-то, похожее на маску или человеческое лицо.

Рис. 9: идол имеет очень грубое исполнение и, по-видимому, представляет собой человеческую фигуру в маске животного, которую венчает другое человеческое лицо. В головном уборе также отмечены два небольших чашеобразных плавно вырезанных отверстия.

Сапатеро
Рисунок из работы Х. Банкрофта.

Спустя десятилетия, вдохновленный работами Сквайра, шведский натуралист Карл Боваллиус начал свои собственные исследования и обнаружил 25 статуй в районе, известном как Сонзапоте (в северо-восточной части острова), и петроглифы на островке Ла-Сейба. Его открытия были опубликованы в 1886 году в работе на английском языке по археологии Никарагуа под названием «Никарагуанские древности» и в большом труде на шведском языке 1887 года под названием «Resa I Central America».

Цитата

Изображенные мной древности были найдены большей частью на острове Сапатеро, наскальные рисунки на островке Сейба недалеко от Сапатеры, лишь некоторые керамические предметы были найдены с острова Ометепек. Все эти местности находятся на территории, занятой никвиранцами, и в связи с этим, вероятно, могут рассматриваться как образцы искусства ацтеков или искусства, очень тесно связанного с ним. Те немногие статуи, которые я видел в окрестностях Гранады и в Лас-Ислетас сразу за Гранадой, а также статуи и горельефы на небольшом вулканическом острове Момотомбито на озере Манагуа, первые принадлежали, вероятно, Лос-Дирианосу, Лос-Награнданосу казались мне гораздо более грубее, без каких-либо попыток скопировать человеческое тело; в то время как многие из статуй Сапатеры свидетельствуют о довольно точном изучении человеческого тела, часто представляя точно проработанные части мышц и т. д., чтобы сделать вероятным, что художники Никвирана использовали модели. Конечно, даже среди этих статуй встречаются довольно фантастические фигуры, но в целом их создатели оказываются художниками более реалистичной концепции и в то же время более развитой техники, чем художники чоротеган. От памятников, найденных дальше на север в Копане, Киригуа, Ушмале, Паленке и других местах Центральной Америки, описанные здесь произведения отличаются наиболее значительно, действительно настолько, что нелегко указать несколько общих художественных особенностей.(С)

 

Представляем некоторые иллюстрации К. Боваллиуса, комментарии которого можно прочитать в источнике, указанном выше и под фото:

Сапатеро

Позже, в конце 1930-х годов, был опубликован третий отчет мексиканского ученого Фелипе Пардинеса. Он сообщил о петроглифах на острове Эль-Муэрте и сделал рисунки, отличные от рисунков, опубликованных Сквайером и Боваллиусом.

Незаконный вывоз древних артефактов были постоянной проблемой на Сапатеро. Почти все идолы были вывезены с острова, наибольшая часть статуй сейчас хранится в Гранаде.
В настоящее время группа черных базальтовых скульптур с острова Сапатеро расположены в Культурном центре монастыря Святого Франциска в Гранаде (другие статуи находятся в Смитсоновском институте в Вашингтоне).

Они известны как «Коллекция Сквайра Сапатеро» и являются частью постоянной коллекции Культурного центра.

Скульптуры состоят из массива черного базальта, их высота составляет от 1,25 до 2,25 метров и шириной в среднем 60 сантиметров.

Большинство статуй с острова Сапатеро покоилось на высоких каменных колоннах-пьедесталах. На плечах человеческой фигуры помещалось обычно какое-либо животное (крокодил, ягуар, хищная птица и пр.)

Как считают современные исследователи, это является «нагвалем», или так называемым «альтер-эго»: духом-хранителем изображенной человеческой фигуры.

Сапатеро
Музей монастыря Святого Франциска в Гранаде.

По словам историков, скульптуры были созданы Чоротегами, которые считали остров святилищем, и на них оказали влияние мезоамериканское и южноамериканское искусство.

Сапатеро
Музей монастыря Святого Франциска в Гранаде.

Чоротега были самым могущественным и коренным племенем американских индейцев на северо-западе Коста-Рики во время испанского завоевания. В колониальный период культура и язык чоротега исчезли.

Сапатеро
Музей монастыря Святого Франциска в Гранаде.

Чоротега (что означает «бегущие люди») мигрировали примерно в 500 году нашей эры из Южной Мексики на полуостров Никоя. На их обычаи, язык и календарь в значительной степени повлияли более развитые культуры Мексики и Гватемалы.

Музей монастыря Святого Франциска в Гранаде.

Влияние майя проявлялось в их письменности и использовании календаря, в то время как их разговорный язык науа явно имеет ацтекское происхождение.

Сапатеро
Музей монастыря Святого Франциска в Гранаде.

До сих пор эти доколумбовые скульптуры изучались только археологами, но за последние годы они были впервые исследованы скульпторами и архитекторами, чтобы получить представление о том, как лучше всего их воспроизвести.

Сапатеро
Музей монастыря Святого Франциска в Гранаде.

В настоящее время (в 2015 г.) были сделаны копии статуй из бетона, с оригинальными размерами и трещинами, вызванными возрастом, в рамках туристического проекта «Колониальный путь и вулканы», который реализуется Никарагуанским Институтом туризма и спонсируется Европейским Союзом.

Новые бетонные скульптуры, которые весят от 182 до 364 кг, были доставлены на остров Сапатеро на небольших лодках для открытия Национального парка Архипелага Сапатеро, как нового туристического направления.

Источник

Поделиться ссылкой:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x