Храмы Мальты

Мальтийский архипелаг лежит в центральной части Средиземноморья. Люди, некогда населившие его, по-видимому, прибыли сюда в VI—V тысячелетиях до нашей эры с Сицилии, расположенной в 90 километрах к северу от Мальты. Они выбрали совсем не райский уголок.

Мальтийский архипелаг – родина нимфы Калипсо, прибежище апостола Павла, былое владение легендарного ордена рыцарей-госпитальеров, осколок холмистой суши без рек, озер и лесов – давно стал культурно-исторической сенсацией. Здесь обнаружены самые древние в мире храмы – следы одной из самых таинственных цивилизаций в истории человечества.

Что это были за люди? На этот вопрос пока нет ответа. Неизвестен их антропологический тип. Неясна прародина, не говоря уже о языке… Ясно одно — сегодняшние мальтийцы ничего общего с ними не имеют.

Всего на Мальте и прилегающих к ней островах насчитывают 28 храмов. Они окружены стенами из каменных блоков и отчасти напоминают Стоунхендж. Протяженность стен составляет в среднем полторы сотни метров. Храмы ориентированы строго на юго-восток, и в дни солнцестояний свет падает прямо на главный алтарь. Некоторые из храмов расположены под землей.

Джгантия - мегалитический храмовый комплекс

Джгантия (Ġgantija Temples) —  это мегалитический храмовый комплекс эпохи неолита, расположенный на острове Гоцо (Гозо), Мальта.  Название Джгантия (Ġgantija) происходит от слова ġgant и в переводе означает башня гигантов. Этот храмовый комплекс является одним из самых важных археологических объектов на Мальтийских островах и внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мегалитический храм Джгантия является самым старым рукотворным сооружением на Мальте и на Земле. Предположительная дата постройки: 3600-2500 гг. до н. э., получается что данный комплекс был возведен за тысячу лет до строительства пирамид в Египте. Несмотря на свой возраст, комплекс сохранился в хорошем состоянии.

Многочисленные статуэтки и статуи, найденные на месте строительства указывают на то, что храмы относились к культу плодородия. 

Мегалитический храмовый комплекс состоит из двух храмов, направленных лицом к юго-востоку. Некоторые мегалиты превышают пять метров в длину и весят более пятидесяти тонн. Оба храма расположены вплотную друг к другу и окружены стеной. Южный храм является более древним и более крупным, он сохранился лучше, чем северный.

Остаётся загадкой по сей день, как могли люди той эпохи, которым были известны лишь примитивные орудия труда, создавать из столь крупного строительного материала целые комплексы зданий.

Согласно местной легенде, храм Джгантия был построен жившей когда-то на острове расой людей-гигантов.

Легенда гласит, что колоссальные глыбы, из которых сооружен храм, носила женщина-гигантесса с младенцем за спиной. Она питалась волшебными бобами, увеличивавшими ее и без того непомерную силу.

Мегалитический храм Хаджар-Ким

Примерно в двух километрах от поселка Кренди, в высшей точке холма, расположен уникальный архитектурный шедевр — Хаджар-Ким (Ħaġar Qim). Название дословно переводится как «стоячие камни для поклонения». Это мегалитический храмовый комплекс, относящийся к фазе Джгантия древней мальтийской истории (3600-3200 г. до нашей эры).

За тысячелетнюю историю своего существования стены храма очень сильно пострадали от разрушительного природного воздействия, т.к. при строительстве храма использовался коралловый известняк, а материал этот достаточно мягкий, неизносостойкий. Чтобы уменьшить разрушающее природное воздействие на храм, в 2009 году был установлен защитный навес.

На фасаде храма вы увидите трилитный вход, наружную скамейку и ортостаты (большие вертикальные плиты из камня). Внутренний двор вымощен неровным камнем, он ведет к четырем отдельным округлым святилищам. В стене имеются отверстия, которые пропускают солнечные лучи в день летнего солнцестояния. Лучи падают на алтарь, освещая его. Данный факт говорит о том, что даже в эти давние времена местные жители имели представление об астрономии!

Во время археологических раскопок в храме было обнаружено большое количество интереснейших находок, статуэток богини плодородия Венеры из камня и глины, многие находки сейчас размещены в Национальном музее археологии Валлеты.

Храм Хаджар-Ким считается одной из древнейших наземных построек, в 1992 году Юнеско назвал Хаджар-Ким объектом Всемирного наследия.

Мегалитический храм Мнайдра

Храм Мнайдра относится к четвертому тысячелетию до н.э. Коралловый известняк, из которого он построен, значительно тверже глобигеринового. Поэтому этот храм сохранился много лучше прочих. Структура храма — консольная кладка из небольших камней, а также балки и стойки из больших плит известняка.

Форма храма Мнайдра в виде листа клевера выглядит более правильной, нежели форма храма Хаджар-Ким. Этим она больше напоминает ранний комплекс Джгантия. Доисторическая структура состоит из трех соединенных, но не соприкасающихся храмов: верхнего, среднего и нижнего.

Нижний храм является наиболее впечатляющим из всех мальтийских мегалитических храмов. Перед ним были расположены просторный передний двор с каменными скамьями, входной коридор, образованный горизонтальными плитами, одна из которых сохранилась, а также останки крыши, вероятно, имевшей купол. Храм был украшен спиралевидными вырезанными узорами и зубцами, в плитах вырезаны окна.

Нижний храм предположительно использовался с астрономическими или календарными целями. Во время весеннего и осеннего равноденствий солнечный свет просвечивает через главный портал и освещает основную ось здания. Во время солнцестояния солнечный свет освещает края мегалитов слева и справа от портала.

Во время раскопок тут были обнаружены несколько статуэток, чаш и орудия труда. Также в комнатах мегалита нашли каменный шар, с помощью которого, вероятно, строители передвигали на большие расстояния каменные глыбы.

Чтобы защитить исторический комплекс от непогоды, его накрыли специальным шатром, который мешает оценить все величие мегалита. Храм Мнайдра открыт для посещений.

Мегалитический храмовый комплекс Таршиен

В 1914 году, во время пахоты, были случайно обнаружены каменные глыбы святилища Таршин, давно скрывшиеся в земле. Директор Национального музея Фемистокл Заммит уже после беглого осмотра местности решил приступить к раскопкам. За шесть лет работ здесь были обнаружены четыре соединенных друг с другом храма, а также многочисленные статуэтки, в том числе две полуметровые скульптуры FatLadys, «Мальтийские Венеры».

Плиты храмов украшены рельефами, изображавшими свиней, коров, коз, обрамленных абстрактными узорами, например спиралями. Считалось, что спирали символизируют всевидящие очи Великой Матери. Раскопки показали, что здесь приносили в жертву животных.

Самое древнее из этих святилищ сооружено около 3250 года до нашей эры. При постройке храмового комплекса, занимавшего площадь в 10 тысяч квадратных метров, использовались глыбы известняка, весившие до 20 тонн.

Подземный храм Хал-Сафлиени

На юго-восточной окраине Валлетты расположено подземное святилище Хал-Сафлиени (3800—2500 годы до нашей эры). В 1902 году к раскопкам здесь приступил «отец мальтийской археологии», иезуит Эммануэль Магри, а продолжил их после его смерти Фемистокл Заммит. Вскоре были обнаружены громадные катакомбы, в которых на нескольких ярусах покоились останки более 7000 человек.

Кое-где на сводах катакомб проступали орнаменты, прежде всего спирали, расцвеченные красной краской. Теперь известно, что этот комплекс служил одновременно и некрополем, и храмом. Общая площадь раскопанного святилища составляет около 500 квадратных метров. Но, возможно, катакомбы простираются под всей столицей Мальты, Валлеттой.

Это — единственное, целиком сохранившееся святилище эпохи неолита. Мы можем лишь гадать, что за сцены разыгрывались в этих залах. Может быть, здесь приносили кровавые жертвы? Вопрошали оракула? Общались с демонами подземного мира? Просили души умерших помочь им в житейских бурях? Или посвящали молодых женщин в жрицы богини плодородия?

Или здесь, в преддверии смерти, исцеляли больных от недугов и в знак благодарности те оставляли богине статуэтки? Или все ограничивалось погребальными ритуалами? Обрядами, творимыми над телами умерших? А может, все было прозаичнее и сюда, в подземный тайник, убирали собранное в округе зерно?

Среди тысяч найденных здесь — не зернышек, статуэток — особой известностью пользуется Sleeping Lady, «Спящая дама», напоминающая великаншу. Она покоится на ложе, уютно повернувшись на бок. Правую руку она подложила под голову, левую крепко прижимает к груди.

Ее юбка, облегающая огромные бедра, вздымается, словно колокол; из-под нее выглядывают ступни ног. Теперь эта фигурка высотой 12 сантиметров хранится в Археологическом музее Мальты.

Эта и другие находки позволили предположить, что 5000 лет назад на Мальте существовало матриархальное общество, а в подземном некрополе хоронили знатных женщин — предсказательниц, жриц и т. п. Однако такое толкование вызывает споры.

На самом деле в ряде случаев трудно установить, изображают ли эти статуэтки мужчин или женщин. Подобные фигурки находили и при раскопках поселений эпохи неолита в Анатолии и Фессалии. Позднее, кстати, была обнаружена скульптурная группа, получившая название «Святое семейство»: здесь представлены мужчина, женщина и ребенок.

Строительство храмов прекратилось около 2500 года до нашей эры. Возможно, причиной гибели мегалитической цивилизации Мальты была длительная засуха или истощение пахотной земли. Другие исследователи склоняются к тому, что в середине III тысячелетия на Мальту вторглись воинственные племена, вооруженные самым мощным тогда медным оружием.

Они захватили эти блаженные «острова великих магов, целителей и провидцев», как отозвался о Древней Мальте один историк. Культура, процветавшая много веков, была уничтожена вмиг.

Археологам еще предстоит раскрыть многие ее тайны. А может быть, на этом архипелаге никогда не жили люди? Они приплывали сюда с материка, чтобы совершить обряды в храмах или похоронить здесь усопших, а потом покидали «остров богов»? Может быть, Мальта и Гоцо были чем-то вроде священного округа людей эпохи неолита?

Поделиться ссылкой:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x