Гробница в Паленке

На юге Мексики (где ныне штат Чьяпас) задолго до нашей эры сложилась индейская страна народа майя со столицей в городе Паленке. Буквально в нескольких метрах за пирамидами и дворцом вздымаются в небо покрытые буйной зелёнью горные хребты, служащие эффектным фоном для древней архитектуры.

Жители этой страны прекрасно освоили архитектуру, астрономию и математику. На камнях города они оставили надписи о своей жизни, о жреческих ритуалах и правителях, о военных походах, календаре и вообще культуре.

Возникнув около 100 г. н.э., Паленке достиг своего расцвета в III-VIII вв. В IX веке майянское поселение пришло в упадок.

Общий вид на Паленке

В XVIII веке на развалины случайно наткнулся мексиканский священник. Наконец, уже в XX веке в Паленке пришли археологи и внутри пирамиды, на вершине которой стоит Храм надписей (его стены исписаны иероглифами), обнаружили могильный склеп с каменной гробницей, в которой был похоронен один из самых выдающихся вождей этого государства по имени Пакаль.

Храм надписей

«Из густого мрака неожиданно возникла сказочная картина фантастического, неземного мира. Казалось, что это волшебный грот, высеченный во льду. Стены его сверкали и переливались, словно снежные кристаллы в лучах солнца. Как бахрома огромного занавеса, висели изящные фестоны сталактитов. А сталагмиты на полу выглядели словно капли воды на гигантской оплывшей свече. Гробница напоминала заброшенный храм. По ее стенам шествовали скульптурные фигуры из алебастра. Потом мой взор упал на пол.

Его почти полностью закрывала огромная, прекрасно сохранившаяся каменная плита с рельефными изображениями. Глядя на все это с благоговейным изумлением, я пытался описать красоту зрелища моим коллегам. И они не верили до тех пор, пока, оттолкнув меня, не увидели эту великолепную картину своими собственными глазами». Так Альберто Рус описывает открытие им гробницы в центре цивилизации Майя — городе Паленке.

Спуск в гробницу Пакаля

Стены склепа украшают девять больших фигур из алебастра, как полагают, предшественников Пакаля. На них пышные костюмы: головной убор из перьев птицы кецаль, плащ из перьев же и нефритовых пластин, набедренная повязка с поясом, сандалии из кожаных ремешков. Шея, грудь, кисти рук и ноги унизаны украшениями, в руках — атрибуты высокого социального статуса: скипетры с рукоятью в виде головы змеи, маски бога дождя и круглые щиты с ликом бога Солнца.

Выше склепа, в Храме надписей, иероглифы сообщают имена царей этой династии и даты их восшествия на престол. Иначе говоря, и тексты, и изображения прославляют не только похороненного здесь вождя, но и подтверждают его легитимность, встраивая его в историю династии.

Пакаль взошел на трон в возрасте 12 лет и правил 67 лет до своей смерти в 683 году. За время его правления сменилось несколько поколений.

Он установил союз с окружающими народами, побеждал в войнах. При нем майя достигли совершенства в строительстве и архитектуре. По его указанию было создано подробное письменное изложение мифов о создании Вселенной и сотворении майя.

В старости вождь Пакаль страдал остеопорозом и ревматизмом позвоночника, мало двигался; он умер в возрасте 80 лет и был погребен в заранее приготовленной гробнице вместе с шестью принесенными в жертву молодыми людьми.

Гробница Пакаля

Гробница Пакаля — это каменный ящик, накрытый каменной же плитой размерами 3,8 × 2,2 метра и весом без малого 5 тонн. На боковых гранях плиты вырезано несколько календарных дат по эре майя, относящихся к VII веку; сверху плита покрыта тончайшей скульптурной резьбой. Прежде всего прорисован сам царь, или, скорее, его душа — поскольку в гробнице лежит глубокий старик, а изображен молодой человек.

Перерисовка сцены с саркофага Пакаля

Царь (душа) полулежит в жертвенной чаше Солнца на маске чудовища (всё пожирающего времени).

Руки, ноги и голова царя поднимаются, то есть графически передано движение вверх.

Чаша Солнца несет иероглифический значок, что светило уходит в подземный мир. То есть душа умершего, как и Солнце, пройдет через подземный мир; Солнце снова явится на востоке, так же, надо думать, и душа не пропадет. Ту же идею постоянного возрождения продолжает крестообразное древо жизни — росток маиса над изображением царя.

На верхушке древа священная птичка кецаль, из которой дергали перья для плащей майяских царей, — она смотрит влево. На перекладине древа извивается тело змеи с двумя головами, а из пастей голов выглядывают маленькие человечки в масках бога дождя. Дело в том, что, по поверьям, змея связана с небом и дождем: тучи скользят по небу молчаливо и плавно, словно змеи, и грозовая молния тоже — «огненная змея».

Космический человек Майя

Свободы творчества у скульпторов майя не было, следовали канонам. Когда браться за работу и что изображать, мастеру сообщал жрец. Все нарисованное было условным. Для нас змея — это змея, и маис — это маис, потому что мы, нынешние, ищем в изображениях сходство с природными формами. Но майя видели что-то другое.

Крышка саркофага Пакаля в поперечном положении

Самое удивительное, что «что-то другое» видят и некоторые наши современники. Известный Эрих фон Дэникен разглядел космонавта:

«В 1953 году в Паленке найден каменный рельеф… Мы видим на нем человека, сидящего, наклонившись вперед, в позе жокея или гонщика; в его экипаже любой нынешний ребенок узнает ракету. Она заострена спереди, снабжена странно изогнутыми выступами, похожими на всасывающие дюзы, а потом расширяется и заканчивается языками пламени. Человек, наклонившись вперед, обеими руками орудует множеством непонятных контрольных приборов, а левой пяткой нажимает на какую-то педаль».

Отчего же покойник вдруг сел, наклонившись вперед? Да оттого, что Дэникен в своей книге повернул изображения на бок. В этом ракурсе многие детали: птица кецаль, боги дождя и прочее — предстали вниз головой или боком, и фантаст их отрезал. Потом кое-что закрасил, а кое-какие части картины, не связанные между собой, соединил сплошной линией. В результате подлога он и получил то ли пулеметчика, то ли жокея, то ли мотоциклиста. Одна беда: на картине, повернутой набок, седла под «мотоциклистом» нет.

По сообщению Дэникена, покойный «космонавт» одет в брюки-рейтузы с широким поясом, с резиновыми манжетами внизу, в свитер с широким воротом и тоже с манжетами. На талии — пояс безопасности с пряжкой. Все это надевают космонавты, прежде чем натягивать скафандр. Так отчего же он не натянул скафандр, а залез в «космический корабль» босым?..

Если бы Дэникен ставил себе задачу изучать, а не деньги на дутых сенсациях зарабатывать, то легко выяснил бы, что покойника положили в гробницу вместе с украшениями. Вокруг шеи — не ворот «свитера», а длинное, в несколько рядов ожерелье из нефритовых бусинок, и на запястьях рук тоже. По обеим сторонам черепа — не космические наушники, а массивные серьги, похожие на большие катушки, тоже из драгоценного нефрита.

Идея Дэникена заразила многих: за спиной «космонавта» увидели ядерный двигатель; плодоножка маиса превратилась в «реактивную тягу». Сделали компьютерную объемную модель: кукурузина приобрела форму ракеты (вот странность-то). Короче, один человек сказал глупость, и теперь инфосфера вся загажена «космонавтом» майя: любой интернет-поисковик при попытке узнать что-либо о Храме надписей в Паленке прежде всего выдает «космическую» версию…

Поделиться ссылкой:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x